С 2000 года в Белгородской области при поддержке областной администрации, а с 2004 года и министерства культуры РФ, проводится Международный славянский пленэр. За 16 лет работы проекта художники из России, Украины, Беларуси, Сербии и Польши творили в различных районах Белгородской области. В этот год их было 16. 16 различных взглядов, 16 самостоятельных точек зрения, 16 личностных прочтений одного сюжета, уготовленного им Белгородской природой. Аница Савиш из Ниша (Сербия), Мария Васильева и Ольга Сорокина из Орла, Юрий Казаков из Ярославля, Владимир Канищев из Курска, Владимир Леликов из Липецка, Антон Вырво и Игорь Свентицкий из Минска, Александр Иванов, Юрий Рязанцев, Маргарита Скорбач, Станислав Дымов и Юрий Чернышев из Белгорода и приглашенные участники Ярославского пленэрного центра - Антонова Инна, Арсюта Светлана, Казаков Тимофей. Художники работали на пленэре с 8 по 20 августа 2016 года в г. Строитель, Яковлевский р-н. Несмотря на различие в возрасте в этой пленэрной группе, художников сближает много общего и, в первую очередь, это живой, активный отклик на удивительные красоты Белгородчины, сопричастность к отечественной истории и к событиям современности.
Всех участников пленэра роднит ценное качество – творческая индивидуальность, их всех объединяет неравнодушие. В тесном творческом общении раскрывается возможность глубже узнать друг друга и обогатить свой творческий опыт, невзирая на то, что кто-то уже сложившийся мастер, а кто-то еще прокладывает свой путь к вершине.
Здесь, на Белгородской земле начинается Средне-Русская возвышенность, можно сказать, здесь начинается Россия. Совсем недалеко от города Строитель находится знаменитое Прохоровское поле, где в годы Великой Отечественной войны произошло самое большое на земле танковое сражение. Большой задачей любого пленэра является укрепление традиций национального, а в данном случае и интернационального пейзажа. Все художники XVI славянского пленэра привержены реалистическому пейзажному искусству с обращением к традициям импрессионизма, более всего - русского импрессионизма. Все они лирики, это видно по выбору мотивов. Их работы проникнуты поэзией, их увлекает тонкая передача света, воздушные игры света и тени, стремление запечатлеть свежее дыхание природы.
Выдающийся русский художник М.В. Нестеров был убежден в том, что «пройдет время, люди без чувства жить устанут». Кажется, это время наступило. Ведь пейзаж – самый патриотичный и рефлексивный жанр отечественного искусства. В нем отражается умение мастера видеть в жизни черты созвучные его времени и духовно необходимые данному периоду.
Юрий Казаков.